Цвет — один из главных дизайнерских инструментов при создании интерьера квартиры или дома. Он определяет настроение и самочувствие жильцов, визуально увеличивает или уменьшает метраж, привносит гармонию или разрушает ее. Поэтому выбор цветовой схемы — задача не из простых.
Общие принципы
Цветовое решение должно не просто нравиться владельцам недвижимости, но и соответствовать стилистической концепции, архитектурным особенностям объекта. В классическом здании с высокими потолками открытый фон покажется нелепым и китчевым, а в современной новостройке будет весьма кстати.
Для старинных зданий, оформленных в классическом стиле, уместна светлая палитра, а также сложные и насыщенные тона. Гармонично и благородно будет смотреться охра, киноварь — любые идеи, подчеркивающие достоинства архитектуры.
Широкое распространение получила следующая пропорция:
- 80% — фон;
- 20% — акценты.
Так, светло-серый или стальной фон дополнят вставки малинового, оранжевого, розового или коричневого. Благодаря «скучному» основанию они покажутся еще более выразительными.
Использовать принцип «80/20» в обратном порядке категорически не рекомендуется. Интерьер станет несбалансированным, дисгармоничным.
Правило стоит учитывать и при выборе текстур. Матовые фасады мебели гармонируют с глянцевыми ручками. А поверхность, облицованная блестящей керамической плиткой, или зеркальная подвесная конструкция обязательно нуждаются в матовом, «уравновешивающем» дополнении.
Цветовые схемы
Существует несколько способов составления схемы. Наибольшее распространение получили два из них. Первый основан на теории, второй — на ее практическом применении.
Теория
Согласно этому принципу, всю палитру делят на 3 группы:
- Основные. К ним относится синий, желтый и красный: все остальные образованы их смешиванием. Действует и обратный эффект — ни один из основных цветов нельзя получить, смешивая другие. Эта группа создает наиболее смелые акценты; она лучше всего подходит для оформления зон, в которых нужна максимальная активность и работоспособность.
- Вторичные. Образуются в результате смешивания двух основных: синий с красным превращается в фиолетовый, с желтым — в зеленый, и так далее. Менее выразительны и броски.
- Третичные. Получаются после смешивания вторичных. Они еще менее яркие и все более приглушенные.
Теория дизайна вводит такое понятие, как дополнительные (или добавочные) оттенки. Для их описания используют круг, на котором основные, вторичные и первичные цвета представлены в виде секторов. Расположенные напротив элементы образуют наиболее контрастные и заметные для нашего взгляда сочетания. Так, например, выглядит оранжевая подушка на диване «электрик».
Сектора на круге делят на теплые и холодные. Те из них, которые наиболее приближены к красному, считаются теплыми: они приносят уют, расслабление, комфорт. Холодные полутона содержат в составе много синего, поэтому освежают атмосферу, делают ее более строгой и официальной. Оттенки из одной подгруппы лучше сочетаются между собой.
Теплые цвета способны создать ощущение приближения предмета, а холодные – удаления. Бежевая или желтая стена будет казаться ближе к наблюдателю, чем сиреневая, и наоборот. Эту информацию можно применить, чтобы визуально расширить или сузить пространство комнаты.
В дизайне широко применяется и понятие пастельных тонов. Название заимствовано у мягких карандашей-мелков, популярных среди художников: они оставляют на бумаге блеклый, как бы слегка размытый штрих. К этой категории относятся:
- серо-голубой;
- персиковый;
- лимонный;
- бледно-желтый;
- светло-розовый;
- салатовый и прочие.
Пастель идеально подходит для создания безмятежности и покоя во всем доме. Но добавлять ее нужно в меру: слишком бледный произведет впечатление безжизненности и пресности.
Черный и белый не являются цветами в классическом понимании термина, но широко востребованы при создании нюансов и полутонов. Они помогают изменить выразительность колера, сделать его более насыщенным или темным. Белый бывает очень разным: кристально–белым, белоснежным, молочным, кремовым, серо-белым, голубовато-белым. То же можно сказать и о черном: его гамма включает десятки вариаций.
Ряд полутонов принято считать нейтральными, или естественными. К ним относятся:
- серый;
- бежевый;
- темно-желтый.
Их тональность слабо различима: при первом рассмотрении сложно отнести их к определенной подкатегории. Нейтральная гамма полезна в случае, если важно компенсировать яркость отдельного фрагмента оформления. Кроме того, они гармонично сочетаются друг с другом.
Практика
При подборе оттенков важно учитывать освещение: в магазине под флуоресцентной лампой и дома возле открытого окна один и тот же колер будет выглядеть по-разному. Чтобы избежать искажений первоначального замысла, полезно купить маленькую баночку краски на пробу, окрасить ею лист картона и прикладывать к разным зонам в доме. Тени способны сделать некоторые оттенки мрачными, а другим — добавить таинственности.
Колер выбирают так, чтобы дополнить или улучшить существующую систему искусственного естественного освещения. Для оформления холодной, мрачной, выходящей окнами на север кухни желательно подобрать теплую гамму. Спальню, расположенную на южной стороне, можно декорировать спокойными синими или зелеными тонами.
При выборе тона стен ориентируются на напольное покрытие: его обновляют реже всего. С темным полом хорошо сочетаются яркие и сочные оттенки, крупные принты. Потолок при этом оставляют светлым, а мебель подбирают нейтральных тонов.
Если пол — светлый, можно оставить стены темными и контрастными. Такая комбинация будет смотреться нарядно и броско — нейтральный фон повысит активность акцентов. Светлый пол с такими же стенами — самая универсальная идея, уместная на любой площади. Чтобы сделать его более оригинальным, можно добавить несколько сочных «пятен».
Фактуры
Мягкие акценты расставляют с помощью ковров и ковролина. Их ворсистая, приятная на ощупь поверхность обладает уникальным дизайнерским эффектом: она корректирует обстановку, нивелируя ее избыточную строгость. Любое помещение с пушистым ковром, одеялом, искусственным мехом кажется уютным.
Ощущение тепла и комфорта создают с помощью натурального дерева. Предметы деревянной или плетеной мебели способны разбавить гладкие поверхности потолков, фасадов. Для этой цели достаточно установить хотя бы одно кресло, книжный стеллаж, кофейный столик, и комната преобразится.
Шерсть — еще одна фактура, создающая комфортную обстановку. Ее используют в виде пледов, накидок, мебельных чехлов или дивандеков. К шерстяному покрывалу лучше подобрать шторы из того же материала: сочетание будет смотреться целостно и гармонично.
Фактура отделки потолка и стен создается с помощью инструмента:
- кисть — дает мягкие мазки с мелкими морщинками;
- губка — тонкую, усеянную точечными пятнышками поверхность;
- тряпка — неоднородное покрытие;
- стальная вата — эффект состаривания.
Не менее важен и сам материал. Водоэмульсионная, казеиновая или латексная краска после высыхания превратится в матовый слой. Для получения блеска можно воспользоваться акриловыми и эмалевыми ЛКМ. Встречаются и компромиссные решения — виниловый шелк или полуматовый глянец: они делают интерьер более интересным, при этом не нарушают общую гармонию.